Министерство финансов РФ Интервью заместителя Министра финансов Владимира Колычева Russia Today в рамках Московского финансового форума О росте экономики России и ценах на нефть

В 2019 году ВВП России вырастет лишь на 1,3%, поскольку экономика адаптируется к стимулирующим мерам правительства. Однако в долгосрочной перспективе власти рассчитывают выйти на темпы роста выше среднемировых. Об этом в эксклюзивном интервью RT на полях Московского финансового форума рассказал заместитель министра финансов Владимир Колычев. По его словам, в ближайшие несколько лет мировые цены на нефть могут заметно снизиться. При этом экономика не ощутит последствий даже в случае падения котировок до $30 за баррель.— Владимир Владимирович, из-за торговых войн мировая экономика всё сильнее замедляется, и многие эксперты прогнозируют наступление глобальной рецессии. Как в этих условиях Минфин оценивает рост российской экономики в 2019 году? Насколько серьёзно глобальное замедление может сказаться на экономике нашей страны?— Действительно, наблюдаемое сейчас замедление мировой экономики по своим масштабам пока сопоставимо с тем, что мы видели в последний раз в 2008—2009 годах. Процесс происходит почти во всех регионах мира. Речь идёт и о крупнейших экономиках, таких как США, Европа, Китай, и о развивающихся странах тоже.Что мы видим в России? У нас с прошлого года темпы роста ВВП также замедлились. 2018 год мы закончили с ростом 2,3%, сейчас в первом полугодии у нас рост составил 0,7%, а по итогам года мы ожидаем, что выйдем на 1,3%. Но причины замедления на самом деле немного другие. Они связаны не столько с мировой экономикой, сколько с внутренними факторами.— Какой главный внутренний фактор замедления экономики России?— Отмечу, что мы ожидали этого замедления ещё в прошлом году. Оно связано с тем, что экономика краткосрочно подстраивается под те меры бюджетной и налоговой политики, которые были приняты в рамках шестилетней экономической программы.Мы ожидали, что рост ВВП в 2019 году будет более слабый, но шли на это осознанно в правительстве. Это сделано для того, чтобы в последующие годы нарастить темпы роста до среднемировых и выше в соответствии с указом президента. Пока мы не видим отклонений от намеченных прогнозов.— Неужели внешние факторы никак не скажутся на планах правительства по росту ВВП?В принципе, российская экономика сейчас более устойчива, с точки зрения влияния мировой среды. Приведу несколько примеров. За последние полтора года на глобальных рынках произошло два ценовых шока в нефтяной отрасли. Осенью прошлого года цены на нефть в определённый период упали на 40%, а весной этого года — на 20%.Позже котировки восстановились, но тем не менее раньше такие большие шоки наша экономика обычно переживала очень болезненно. Они сопровождались обесценением валюты, ускорением инфляции и рецессией. В этот раз мы ничего такого не наблюдали. Валюта и финансовые рынки оставались стабильными, инфляция снижалась, и экономический рост сохранялся.Кроме этого, у нас было два раунда довольно серьёзных антироссийских санкций, которые мы тоже пережили без каких-либо критических последствий. В будущем, с точки зрения влияния сырьевых рынков и мировой экономики в целом, наша российская экономика будет в меньшей степени обращать на это внимание.— С чем это связано?Во-первых, это связано с тем, что та макроэкономическая политика, которая была выстроена за последние годы, просто уже в автоматическом режиме позволяет экономике без ущерба адаптироваться к таким шокам. У нас есть резервы, которые могут быть использованы для поддержки экономики, а валюта отвязалась от нефтяных котировок. Всё это обеспечивает устойчивость.Во-вторых, за последние несколько лет заметно укрепилась наша конкурентоспособность на мировом рынке. Я сейчас говорю именно не о нефтегазовом секторе. Усилились ценовые преимущества наших компаний. Поэтому наша экономика будет в меньшей степени реагировать на замедление спроса на внешнем рынке. В первую очередь пострадают те, у кого конкурентоспособность ниже.— О компаниях каких не нефтегазовых отраслей идёт речь?— Это наши традиционные отрасли, в которых Россия сильна на экспорте: металлургия, химическая промышленность. В этих сферах в плане конкурентоспособности мы лучше всех.Отраслевые аналитики часто смотрят на так называемую кривую издержек (затрат, связанных с производством. — RT). В левой части этой кривой находятся самые низкие издержки, а в правой части — самые высокие. Когда на мировом рынке падает спрос на продукцию, в первую очередь страдают компании с самыми высокими издержками. Большинство наших компаний в традиционных секторах экспорта — в левой части этой кривой. То есть в случае глобального шока российские компании станут последними, кто ощутит на себе негативный эффект.— Вы упомянули о том, что нефтяные цены всё меньше влияют на динамику рубля. Во многом это связано с действием бюджетного правила. Учитывая, что даже в условиях колебаний энергорынка нефтяные цены уже больше двух лет остаются выше $50 за баррель, считает ли Минфин возможным повысить ценовую отсечку в бюджетном правиле?— В первую очередь бюджетное правило было сделано для того, чтобы отвязать нашу экономику от цен на нефть. Раньше нам поступало больше нефтяных доходов, и мы их использовали именно через расходы, укреплялась валюта, мы начинали покупать больше импортных товаров. Такая ситуация подстёгивала благосостояние в том числе и наших граждан.Поэтому бюджетное правило, действующее сейчас, фиксирует тот уровень природной ренты (добавочного дохода. — RT), который используется в экономике. Эта природная рента зафиксирована на долгосрочный отрезок времени. Мы говорим не о текущем или следующем годе, а о горизонте следующих поколений. В этом плане менять цены отсечки означало бы отказаться от всей конструкции по снижению экономики от цен на нефть. Нам кажется, что на это ни в коем случае идти не нужно, если мы хотим сохранить устойчивость экономики к изменениям внешних условий.— Как в Минфине оценивают текущую ситуацию на нефтяном рынке? Ожидаете ли вы снижения цен на сырьё?— Если даже не говорить о каких-то долгосрочных горизонтах, а посмотреть на ближайшие два года — пять лет, мы увидим огромный объём незадействованного предложения в разных странах. Речь идёт и о государствах соглашения ОПЕК+, и о связанном с геополитикой сокращении предложения, которое произошло в Венесуэле, в Иране из-за санкций.Сейчас объём недоиспользованной добычи составляет порядка 5—6 млн баррелей в сутки. Чтобы задать контекст этой цифре — это примерно 5—6 лет нормального мирового роста спроса на нефть. Сегодня спрос на сырьё растёт примерно на 1—1,2 млн баррелей в сутки. То есть сейчас сформировался огромный навес недоиспользованных мощностей по добыче.Производство нефти вне этих стран растёт примерно на 1,5—2 млн баррелей в сутки. То есть рост добычи сегодня уже опережает спрос. И это создаёт фундаментальные предпосылки для снижения цен на нефть. То есть это только вопрос времени — когда котировки снизятся. В конечном итоге всё равно фундаментальные причины возьмут своё.Да, сейчас в рамках соглашения ОПЕК+ мы достигаем стабилизации цен на определённом уровне, но в конечном итоге ценовые соотношения должны выровняться для балансировки рынка. Это может занять некоторое время, и было бы опрометчиво надеяться, что цены и дальше будут высокими. На самом деле фундаментальная картина говорит совсем об обратном. Скорее нам стоит быть более подготовленными к снижению цен.— К какому равновесному уровню могут опуститься цены? К чему стоит готовиться?— Равновесные цены примерно на том же уровне или чуть повыше ценовой отсечки в бюджетном правиле. В 2017 году этот показатель составлял $40 за баррель в реальном выражении, но в связи с мировой инфляцией в 2% значение ежегодно индексируется.Могут ли цены краткосрочно упасть ниже? Конечно, могут. Они всегда колеблются вокруг равновесного уровня, и в стрессовой ситуации они, скорее всего, упадут ниже. Но к такому развитию событий мы уже готовы.За последние несколько лет мы накопили ликвидных резервных активов больше 7% ВВП. Это означает, что в течение 3—5 лет страна может без последствий для экономики жить с ценами на нефть и $30 за баррель. Если нефтяной шок будет краткосрочным, то и более глубокое падение цен на нефть мы переживём без каких-либо существенных негативных эффектов.— Помимо шоков сырьевого рынка, вы также отметили финансовую устойчивость экономики.  В начале августа Международное агентство Fitch повысило кредитный рейтинг России. С чем, на ваш взгляд, связано такое изменение оценки?— Это связано с тем, что за последние несколько лет была, по сути, с нуля реформирована конструкция макроэкономической политики. Сейчас она в автоматическом режиме обеспечивает и гарантирует устойчивость экономики к внешним условиям как на финансовых, так и на сырьевых рынках. Это, собственно говоря, отражение той работы, которая была проделана.Особенность рейтинговых агентств в том, что они оценивают риски и должны скептически ко всему относиться. Как в 2014 году все с сомнением относились к тому, что в России может быть стабильная инфляция 4% и сбалансированный бюджет при нефти $40 за баррель, так и сейчас все скептически относятся к тому, что Россия может расти темпами 3—3,5%. Впрочем, по мере того, как факты будут доказывать обратное, это будет подталкивать рейтинги ещё выше.— Как повышение рейтингов уже сейчас может сказаться на инвестклимате в России?— Ну мы видим в первую очередь довольно серьёзный интерес со стороны иностранных портфельных инвесторов — тех, которые инвестируют в наши ценные бумаги. Это и государственные облигации, и долговые бумаги крупных компаний, и, конечно же, акции. С начала года российский фондовый рынок показал самый лучший рост среди всех развивающихся стран. То есть приток портфельных инвестиций уже идёт.Если говорить о влиянии рейтингов, то ситуацию можно сравнить с вопросом курицы и яйца. Обычно из-за консервативного подхода рейтинговых агентств именно они следуют за рынком, а не наоборот. То есть рынки сначала подсказывают, а потом рейтинговые агентства, осознав, что улучшения уже произошли, отражают их в рейтингах. Я думаю, что и сейчас примерно такая же ситуация происходит.— Как, на ваш взгляд, российская валюта может отреагировать на повышение рейтингов и приток инвестиций?Рубль у нас сейчас находится в свободном плавании. То есть ни Центральный банк, ни правительство не вмешиваются в ценообразование на валютном рынке. Здесь многое зависит и от настроений мировых и внутренних инвесторов, и от развития событий в отношениях между крупными странами. Сейчас рубль с меньшими колебаниями, но всё равно будет следовать в соответствии с этими настроениями.Важно отметить, что сырьевые рынки уже не влияют на нашу валюту. Сейчас у нас есть возможность обсуждать повестку развития и прорыва, а не переживать о том, как наша экономика отреагирует на падение нефтяных цен на 20, 30 или 40%. Даже в этом случае, как показал пример прошлого года, мы будем заниматься повесткой развития, а не реагировать на какие-то кризисные очаги, потому что их просто не будет.Текст: Владимир ЦегоевОригинал публикации: Russia Today, «Пока мы не видим отклонений от прогнозов»: замминистра финансов Колычев о росте экономики России и ценах на нефть

Министерство финансов РФ IV Московский финансовый форум завершил свою работу

IV Московский финансовый форум завершился в Центральном выставочном зале «Манеж». За два дня работы Форум посетили более 4000 человек, в 28 мероприятиях деловой программы участвовали более 200 спикеров, па площадке работали более 500 представителей СМИ. На главной пленарной сессии Форума «Российская экономика: возможности для опережающего развития» выступил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.Второй рабочий день Московского финансового форума открыла пленарная сессия «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты». Первый заместитель Председателя Правительства — Министр финансов РФ Антон Силуанов, Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф, Председатель правления ООО «УК «РОСНАНО», Председатель правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ Анатолий Чубайс обсудили возможные направления изменений российской экономики, какой опыт прошлых лет необходимо учитывать и к чему стоит готовиться.Спикеры сессии «Инновации в области бесконтактного налогового администрирования. Опыт реализации проекта «Самозанятые» подвели первые итоги проекта в пилотных регионах. «Целью нового налогового режима, пилотного проекта "Самозанятые" ни в коем случае не является поиск каких-то дополнительных доходов. Более 50% тех, кто зарегистрировался, по данным статистики налоговых органов, никогда ничего не платили. Целью является вовлечение налогоплательщиков в легальные взаимоотношения с государством за счет новых технологий и создания доверия к налогоплательщику у государства», — подчеркнул заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин.Дискуссия «Деловые СМИ vs новые медиа: за кем будущее?» собрала руководителей ведущих изданий и всех, кто интересуется состоянием российской журналистики. В ходе интерактивного опроса выяснилось, что для 60% аудитории дискуссии основной инструмент формирования повестки — соцсети и телеграм-каналы. При этом те же 60% доверяют традиционным деловым СМИ больше, чем новым медиа. «Поскольку деятельность медиа — важнейшая часть всех мировых экономических процессов, мы вписались по тематике в повестку форума», — отметил модератор дискуссии, главный редактор Business FM Илья Копелевич.Отдельная деловая сессия была посвящена цифровой грамотности. Перевод в онлайн-плоскость всех процессов оказания финансовых услуг несет не только преимущества, но и опасности. «Большинство пользователей цифровых услуг не чувствует риски. Многих слишком пьянит легкость, с которой совершаются транзакции. Ситуация более серьезная, чем кажется», — сказал заместитель Министра финансов РФ Сергей Сторчак. Министерство финансов РФ выпустило учебно-методические пособия по финансовой грамотности тиражом 11,5 млн экземпляров, которые до конца года поступят в школы в 50 регионах России.Роль человеческого капитала в экономике государства обсудили на сессии «Молодежь как главный ресурс достижения национальных целей». «Создать максимальные возможности для самореализации молодых людей в стране – наша цель. Эффектом станет стабильное развитие нашего государства. Молодежь — это не будущее, это настоящее. Будущее сейчас пошло во 2-3 класс и только определяется с тем, как жить», — отметил руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев.При поддержке Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» состоялся круглый стол «Перспективные направления пилотной апробации проектов социального воздействия в Дальневосточном федеральном округе и Арктике». Сессия «Федеральное казначейство – новые правила и новые возможности» прошла в формате «открытого диалога» с руководителем Казначейства России Романом Артюхиным.Кроме того, во второй день форума состоялись деловые сессии «Влияние налоговой политики в нефтяной отрасли на социально-экономическое развитие России», «Создание условий для самореализации и раскрытия талантов как фактор социально-экономического развития», «Рынок субфедерального долга: мы ждем перемен», «Эффективность управления бюджетными расходами: международный опыт и российская практика», «Развитие системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления: сегодня и завтра».

Министерство финансов РФ На Московском финансовом форуме обсудили будущее нефтяной отрасли и меры, направленные на стимулирование добычи углеводородов и модернизацию нефтепереработки

Директор Департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов обратил внимание участников дискуссии на то, что сейчас очень много налоговых льгот и к 2030 году доля совокупной льготируемой добычи может составить до 90%."Объем предоставляемых льгот при цене нефти порядка 60 долларов за баррель составит порядка 2,3 трлн рублей. Это астрономические цифры", - сказал Сазанов. При этом налоговые льготы, предоставляемые нефтяным компаниям, не гарантируют рост инвестиций в субсидируемые месторождения.  Например, в 2014 году объем льгот составил 410 миллиардов рублей, а инвестиции - 1,104 трлн рублей. В 2018 году льготы выросли до 1,08 триллиона рублей, инвестиции – всего лишь до 1,413 трлн рублей. "Увеличение налоговых льгот абсолютно не приводит к росту инвестиций. В дальнейшем, эти деньги направляются на дивиденды, выкуп акций, погашение кредитов. На инвестиции влияют, скорее, котировки нефти», - отметил он.Алексей Сазанов попросил не забывать, что при предоставлении льгот всегда нужно думать о том, как их компенсировать. «Каждый из нас, когда предлагает очередные льготы, должен думать о том, что за все это придется расплачиваться. И не сейчас, а через пять – десять лет», - подчеркнул он.Директор департамента в своем выступлении также рассказал, что в течение последнего года в ведомстве активно рассматривались сектора, где есть нереализованный инвестиционный потенциал. «Нефтепереработка и нефтехимия – это явные отрасли, где этот инвестиционный потенциал в большей степени не реализован. Мы предлагаем ввести повышающий инвестиционный коэффициент к обратному акцизу на нефть для НПЗ, что в 2020-2024 годы увеличит инвестиции до 1,3 трлн рублей в 2020-2024 годах. Для стимулирований инвестиций в нефтехимии предложен инструмент в виде обратного акциза на этан», - сказал он.Алексей Сазанов на площадке МФФ также провел брифинг для журналистов и ответил на интересующие их вопросы.

Министерство финансов РФ Заместитель Министра финансов Алексей Моисеев принял участие в форуме "Банки России - ХХI век"

Заместитель Министра финансов Алексей Моисеев принял участие в форуме "Банки России - ХХI век", организованный Ассоциацией банков России в Сочи.В своем выступлении Алексей Моисеев затронул тему налоговых вычетов. "Мы согласились не торопиться с отменой налогового вычета, который предусмотрен для ИИС первого типа. Давайте будем спокойно действовать, без паники. Я считаю, что с ИИС все нормально, все работает. Я думаю, что есть смысл оставить как есть сейчас налоговый вычет", — сказал Моисеев. При этом, добавил он, нужно делать акцент на развитии ИИС второго типа. Кроме того, в кулуарах форума Алексей Моисеев рассказал журналистам о программе льготной ипотеки под 2% на Дальнем Востоке. По его словам, льготная ипотека на Дальнем Востоке будет запущена к концу 2019 году, поэтому затраты из бюджета в текущем году будут несущественными. "Я думаю, что будет на первом этапе от 5 до 10 миллиардов рублей".

Министерство финансов РФ Надежда для представителей бизнеса: Пленарная сессия открыла второй день Московского финансового форума

Второй рабочий день Московского финансового форума открыла пленарная сессия «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты». В сессии приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства — Министр финансов РФ Антон Силуанов, Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф, Председатель правления ООО «УК «РОСНАНО», Председатель правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ Анатолий Чубайс.Спикеры обсудили возможные направления изменений экономической системы России, какой опыт прошлых лет необходимо учитывать и к чему стоит готовиться.Первый вице-премьер – Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на сессии сказал, что государству необходимо улучшать микроклимат для ведения бизнеса в России. «У нас замечательная макроэкономика. Такой макроэкономики, как в России, нет, наверное, ни в одной другой стране. Но микроэкономика, микроклимат, защита прав собственности, доступность ведения бизнеса, доступность ресурсов — невысока. Чтобы экономика «поехала», помимо общеэкономических условий, необходимо дать и надежду представителям бизнеса. Дать понять, что мы не будем менять условия и обеспечим защиту прав собственности», — подчеркнул Антон Силуанов.По мнению Германа Грефа, государству необходима диверсификация в экономике. «Сырьевой шок впереди. Снижение потребления нефти в мире приведет к очень низким ценам на нее. Надо готовиться к новым рискам. Вопрос о диверсификации — не менее острый, чем уже существующие», — сказал Герман Греф. Он добавил, что у России уже сейчас есть уникальные возможности для эффективной работы, которая поможет решению этой проблемы.«Управление экономикой и управление государством — в чем-то простая вещь. Это как автомобилем управлять. Везде педали: одна — газ (экономика), другая — тормоз (правоохранительная система), это важнейшие элементы для управления системой. На обе педали ухитрились нажать так, что кости трещат. Но на сегодняшний день рецептов для решения экономических проблем нет», — прокомментировал ситуацию Анатолий Чубайс.Дискуссию вызвал вопрос национальных проектов. Увеличение бюджетных расходов ни к чему не приведет, считает Герман Греф. «Не надо радикально влиять на денежную политику. Нацпроекты не дадут результатов. Ответ лежит в другой плоскости. В экономике цели есть, ресурсы, люди есть. То, что требуется в модели, — это четкие целеполагания. Этого раньше не было», — сказал он.Министр финансов Антон Силуанов не согласился с ним. «Национальный проект — один из инструментов для достижения целей. Конечно, он не единственный. Необходимы также структурные изменения. Но национальные проекты действительно помогают, государство предусмотрело для их реализации огромные средства, вкладывает большие ресурсы в достижение обозначенных в них целей», — отметил министр.

Министерство финансов РФ Заместитель главы Минфина Алексей Лавров дал интервью издательству Коммерсант О том, зачем нужен закон о социальном госзаказе

О том, как новый инструмент финансирования соцуслуг повлияет на конкуренцию в этой сфере, почему раздача бюджетных сертификатов избавит граждан от хлопот и даст им свободу выбора, а также о том, что узнает государство из учета таких сертификатов, в интервью “Ъ” рассказал курирующий бюджетную политику замминистра финансов Алексей Лавров.— Для чего нужен закон о соцсертификатах?— Сейчас, чтобы ваш ребенок мог заниматься в музыкальной школе или кружке — вы записываетесь, стоите в очереди, ищете место, прикрепляетесь к определенному учреждению. Если Вам там не нравится, то открепиться уже нельзя. Весь процесс записи в определенный кружок остается непрозрачным. Для того чтобы этот процесс стал прозрачнее и понятнее, Минфин разработал законопроект о социальном заказе, предусматривающий возможность использования социальных сертификатов. Теперь государство будет выдавать семьям с детьми (и в ряде других случаев оказания социальных услуг) сертификаты, дающие право бесплатно получать услуги в любом учреждении, государственной или негосударственной организации, которая попала в реестр исполнителей.Это самая прозрачная, понятная и простая схема реализации принципа «деньги следуют за потребителем». Вместо того чтобы придумывать, как распределять субсидии между поставщиками услуг — выбор делает сам потребитель.— Получается, это аналог сертификата на жилье для военных и тому подобных бумаг?— Аналогия не совсем верная, поскольку в данном случае получателем средств гражданин не является — мы не финансируем его расходы, но исполняем наши обязательства. Аналогия допустима только в части, касающейся доплаты.А чтобы бесплатные услуги не погружались в платные, в законопроекте есть специальные механизмы — доплата обязательно должна быть публично зафиксирована: какой объем услуг оказывается вне сертификата.— А объем обязательств, который к этому сертификату привязан?— Сертификат может включать объем услуг, который рассчитывается в натуральном выражении. Например, 10 часов занятий в музыкальной школе по такому-то направлению. Выдает сертификат орган, который занимается организацией оказания этих услуг. В данном случае — местный департамент образования, который финансирует школы, кружки. В сфере социального обслуживания это будет министерство социальной защиты, которое опирается на свой бюджет. Сертификат также может включать только денежную сумму — объем финансового обеспечения, а может и то и другое — все зависит от того, стандартизирована или нет услуга. Форму сертификата выбирает регион самостоятельно, так же, как и сертификат как способ организации услуги. При этом никто не навязывает регионам, какое количество услуг должно оплачиваться сертификатами, а какое — через госзадание, это их выбор.— Как деньги, которые привязаны к сертификатам, дойдут до исполнителей услуг?— Вы не можете пойти в первое попавшееся учреждение, чтобы государство оплатило оказанную вам услугу по сертификату — учреждение должно быть включено в специальный реестр. Для этого учреждениям необходимо будет предоставить лицензию, если она требуется для оказания услуг, или подтвердить соответствие требованиям, которые установлены законом или правительством — в части квалификации и наличия персонала, помещений, оборудования, инструментов, спортивного инвентаря. Также необходимо зафиксировать мощность — объем услуг, который вы можете оказать. Потому что отказаться принять сертификат вы сможете только в том случае, если исчерпана мощность.— Но условно десять часов занятий в художественной школе на Рублево-Успенском шоссе и в городе Артеме будут стоить совершенно разных денег…— Стоимость услуг будет разной. Но рассчитываться с исполнителями услуг бюджеты будут по тем тарифам, которые используются сейчас при расчете размера субсидии на госзадание для учреждений. Гражданина эти вопросы касаться не будут — он приходит в учреждение, получает ровно 10 часов занятий нужного качества. При этом в пределах одного муниципалитета в одном субъекте федерации стоимость будет одинаковая.Если у учреждения суперквалифицированные преподаватели, услуги которых стоят дороже — оно может, конечно, податься в реестр — но услуги, оплаченные сертификатом, будет оказывать по бюджетным расценкам, а дополнительную плату брать только за дополнительные услуги и оформлять соответственно.— Не получится, что соцсертификаты станут инструментом господдержки для невостребованных на рынке бюджетных учреждений?— Если человек принес туда сертификат — значит, учреждение успешно работает и ему доверяют люди. Это не поддержка, а просто обеспечение его работой. Практика показывает, что там, где внедрение сертификатов уже реализуется, их несут именно в бюджетные учреждения. За ними стоят история, репутация школы, кадры и много чего хорошего. Но бывает, что бюджетные учреждения не справляются со спросом и у них очередь — либо услуги невысокого качества, и тут мы даем гражданам возможность оплатить бюджетными деньгами работу негосударственных организаций.Для того чтобы остаться на этом рынке, ты должен все время оказывать качественные услуги и бороться за потребителя.Регионы, которые несколько лет проводят такого рода программы — прежде всего это Ханты-Мансийский округ, Тюменская область — ни одного человека из бюджетного учреждения не уволили, но все бюджетные учреждения, которые в программе сертификатов участвуют, предложили новые услуги — новые программы обучения, новые продукты.— И опыт этих пилотных проектов не выявил каких-либо проблем с перераспределением бесплатных и платных услуг?— Эксперимент в сфере дополнительного образования на основе сертификатов на сегодняшний день работает в более чем 40 субъектах РФ и никаких проблем с сокращением бюджетной сети или с перераспределением потоков не выявил. В каких-то субъектах все сертификаты попадают в бюджетные учреждения, потому что негосударственных нет — но им создают условия для постепенного появления. Сейчас, например, в некоторых случаях бесполезно даже говорить — «давайте мы будем больше оказывать услуг в такой-то сфере», поскольку нет мощностей для их оказания. Мы бы хотели увеличить расходы на это направление, но остается вопрос, как это сделать? Запускаем программу сертификатов — тут же появляются негосударственные структуры, которые готовы по месту нахождения наших потребителей это делать.— Рассчитаться сертификатом за услуги в другом регионе, если ты по каким-то причинам туда уехал, можно?— Мы считаем, что никаких ограничений, здесь вводить не надо, потому что иначе просто будут страдать потребители. Для многих муниципалитетов это очень важная история, потому что у них вообще может не быть бюджетной сети социальных услуг — а создать ее очень сложно. А в соседнем муниципалитете, например, есть сеть, но на сегодняшний день заплатить за вашего потребителя в другой муниципалитет сложно. Даже несмотря на то, что у муниципалитета могут быть ресурсы на оказание этих услуг. Сертификат решает эту проблему — муниципалитет его выдает, а где и какая организация получит эти деньги — уже неважно, для бюджета это очень простая история: предъявили сертификат, перечислили средства исполнителю услуг, который может быть расположен где угодно.— Электронный вариант сертификата будет доступным в личном кабинете гражданина на портале госуслуг?— Да, и закрепляться за выбранной организацией одним кликом, если есть технические возможности. Теперь не надо бегать, искать, можно будет всего лишь посмотреть реестр и выбрать поставщика, все.— Срок действия сертификатов предполагается как-то ограничивать?— Зависит от объемов услуги. Например, в дополнительном образовании, если речь идет о курсах, то в любом случае предполагается ограниченное число занятий. При этом бессмысленно делать курсы, например, меньше чем 10 занятий.Если он никуда не предъявлен, значит, человек просто им не воспользовался и деньги остались в бюджете. Но он не должен носить бессрочный, бесконечный характер, потому что стоимость сертификата может меняться, может индексироваться с учетом реальной стоимости коммунальных услуг, динамики зарплаты.— А что мешает полностью монетизировать эту сферу — включить эти деньги в соцподдержку, в пособия?— Существует риск, что эти деньги будут направлены не на дополнительное образование для ребенка.— Если вернуться к оценке качества — недовольный потребитель идет в отдел образования, где он получил сертификат — и?— Если ему не понравилось сразу, он просто забирает сертификат и уходит. Сложнее, если он посетил несколько занятий, увидел, что что-то идет не так. Оценка качества такого рода услуг — это очень сложная и субъективная вещь. Но предположим, крайний случай — потребитель недоволен вплоть до претензий — для этого специально описан механизм жалобы, проверки, исключения из реестра исполнителей — если выявлено, что услуга оказывается не в том помещении, или не теми преподавателями, если есть формальные нарушения. Если все соответствует — но у человека, например, нет способностей к выбранному роду занятий, то что тут можно сделать? Расчет на так называемое сарафанное радио и право выбора. О ком хорошие отзывы — все туда идут.— ОК. Я отвел ребенка в школу рисования, отнес туда сертификат на 10 занятий, ребенок три раза сходил, потом сказал: наверное, я больше ходить не буду.— Тогда есть возможность забирать сертификат и отдать в школу конструирования, например.— А как решается вопрос частичной оплаты? На три урока-то ребенок сходил?— Сертификат может быть оплачен в объеме фактически оказанных услуг. Тут могут быть сложности у бюджетного или негосударственного учреждения — персонал наняли, что с ним делать? Может быть, стоит ввести повременные формы оплаты. Как любое юрлицо, исполнитель услуг должен понимать, что необходимо трудовое соглашение оформить как внештатного сотрудника, условия аренды должны быть такие, чтобы их можно было расторгнуть. Если учреждение бюджетное и не собрало нужного количества сертификатов, и госзадания нет — что с этим делать? У нас есть способы поддержки — субсидии на иные цели. Какое-то время мы им потери компенсируем, но опыт показывает, что этого не происходит.Но вопрос был сложнее — о ситуации, когда сам человек передумал, взял сертификат на рисование, а ему нужен теперь сертификат на конструирование.— С учетом того, что это дети в основном…— Тут есть выход — когда сертификат выдается не на конкретную программу, а на дополнительное образование. Такой сертификат может включать часы занятий или сумму, как, например, в ХМАО. И у родителей не возникает проблем, когда ребенок отказался рисовать и захотел танцевать. Можно же выбрать любую программу, включенную в реестр. Если оставшийся стоимостной объем сертификата уже не покрывает указанную в реестре стоимость программы, то остаток родитель сможет доплатить. Но практика показывает, что сертификата хватает на несколько образовательных программ, и вопрос с доплатами не стоит.— А для вас введение сертификатов — на самом деле еще и источник информации о том, что востребовано, что нет, где добавить, где убавить?— Естественно. Очень часто мы даже не знаем, какое количество заявлений подавалось на ту или иную услугу — человек пришел, ему сказали «мест нет», он и ушел. А тут хотя бы — регистрация желающих. И в распределении разные могут быть подходы — «всем, кто обратился», заявительный принцип, дальше — простая очередность, принцип нуждаемости.Нужно научиться выявлять — сколько людей хотят получать эту услугу. А дальше уже варианты могут быть самые разные. Можно всем отдавать — например, и сейчас любой одинокий гражданин старше 60 лет имеет право на социальную помощь на дому. Они все учтены. Многие не пользуются этим — но право такое им предоставить нужно.— То есть все эти услуги тоже могут монетизироваться через сертификат. Я могу не требовать в собесе прикрепления ко мне соцработника, а просто получить сертификат и искать человека, который будет для меня в магазин ходить?— Вам тут же вместе с этим сертификатом дадут список таких людей, если они вошли в реестр исполнителей. Обычно это индивидуальные предприниматели, которые уже существуют, реально работают, или организации. Это действительно так, потому что сейчас вам говорят: «к вам будет ходить социальный работник, он вас по тем или иным причинам не устраивает, но выбрать другого вы уже не можете. Другого у нас нет». Сертификат дает возможность выбора.

Министерство финансов РФ Пресс-конференция Первого вице-премьера - Министра финансов Антона Силуанова прошла на Московском финансовом форуме

В рамках Московского финансового форума состоялась пресс-конференция Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов Антона Силуанова. Первый вице-премьер – Министр финансов ответил на вопросы представителей СМИ об экономической ситуации в стране, планах Правительства на следующий год, реализации нацпроектов, региональных бюджетах и заинтересованности государства в инвестировании средств в проекты.По словам Антона Силуанова, в следующем году целевой показатель темпов роста экономики составляет 2% ВВП. Его достижение зависит в том числе от реализации национальных проектов. Кроме того, добавится ресурс в виде Фонда национального благосостояния, а также на динамику темпов роста будет влиять внешний спрос. «Мы планируем начать использовать то, что накопили. Будем увеличивать расходы, но только после того, как создадим запас прочности — 7% ВПП», — сказал Антон Силуанов.

Министерство финансов РФ Председатель Правительства России Дмитрий Медведев принял участие в Пленарной сессии "Российская экономика: возможности для опережающего развития"

Второй день Московского финансового форума завершился пленарной сессией «Российская экономика: возможности для опережающего развития». В ней приняли участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства — Министр финансов РФ Антон Силуанов, Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, Мэр Москвы Сергей Собянин, Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, Президент-председатель Правления Банка ВТБ (ПАО) Андрей Костин, Председатель Счетной Палаты РФ Алексей Кудрин. Модератором пленарной сессии выступил заместитель директора ВГТРК «Телеканал «Россия» Сергей Брилев.«Главный глобальный риск сегодня – это торговые войны. Но несмотря на все санкции, интересы инвесторов к нашей стране растут. Раньше колебания нефтяных котировок заставляли Министерство финансов сильно нервничать, а сейчас у нас есть профицит. Это хорошая подушка безопасности, которая, надеюсь, не пригодится в своем «прямом назначении», — сказал Дмитрий Медведев в открывающем сессию выступлении.«При верстке бюджета мы руководствовались несколькими принципами: сфокусировали поддержку на перспективных проектах с долгосрочной отдачей, на достижении национальных целей, которые установлены Указом Президента от 2 мая 2018 года, перераспределили структуру бюджетных расходов в пользу создания удобной инфраструктуры и, конечно, множества социальных проектов», — подчеркнул глава Правительства.Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что процент инвестиций от внутреннего валового продукта сегодня варьируется от 20% до 21%. «Это очень мало. Необходимо увеличивать до 25% и более, потому что все те страны, которые добились роста, имели уровень инвестиций к ВВП за 30%», — отметил он.Необходимо сконцентрировать все финансовые и управленческие ресурсы на создание благоприятных условий для бизнеса, чтобы войти в пятерку ведущих экономических стран, подчеркнул Антон Силуанов. «Представителям бизнеса, готовым инвестировать в российскую экономику, мы даем гарантии неизменности условий. В осеннюю сессию мы внесем в Государственную Думу соответствующий законопроект. Это то, чего ждет от нас бизнес», — добавил министр.«Нужно работать над двумя крупными блоками — структура спроса и реализация структурных мер на стороне предложения. В части бюджетной политики нужно правильно расставлять акценты, чтобы шел рост инфраструктуры. Наш целевой план на 2020 год предполагает темпы роста 2,1% от ВВП. Но важно говорить о структурных изменениях, которые позволят выйти не просто на 2%, но и на 3%. Надо ориентироваться на стратегические показатели, которая Россия может себе позволить», — сказал Министр экономического развития РФ Максим Орешкин.«Ценовая стабильность и устойчиво низкая инфляция способствуют инвестициям. Но не стоит думать, что стабильность создает инвестиции сама по себе», — с этих слов начала свое выступление Эльвира Набиуллина. Председатель Центрального банка РФ выразила уверенность, что низкие темпы экономического роста в стране вызваны, прежде всего, структурными факторами: «Здесь денежно-кредитная политика практически бессильна, поэтому мы не должны повторять ошибки тех стран, которые пренебрегали структурным характером замедления экономики и пытались с помощью печатного станка «разогреть» экономику. В итоге был краткосрочный всплеск, после чего экономика проседала. Повышенная инфляция и нестабильность — это не то, к чему мы стремимся».

Министерство финансов РФ Социальные сертификаты, реформа ОСАГО, меры господдержки и развитие территорий: продолжается Московский финансовый форум

В первый день Московского финансового форума состоялось 14 деловых мероприятий с участием представителей федеральной и региональной власти, бизнеса, международных экспертов в сфере экономики и финансов.В рамках сессии «Эффективность бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС. Возможности развития системы наднациональных бюджетных правил» директор Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина РФ Владимир Цибанов сообщил, что за последние годы значительно увеличилась рентабельность нефтегазового сектора. Известно, что в прошлом году показал высокие темпы роста и ненефтегазовый экспорт. Вместе с бюджетными правилами удалось заложить надежную основу для долгосрочного роста экономики.Заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев модерировал сессию «Реформа ОСАГО: продолжение следует». Он напомнил, что летом правительство одобрило и внесло на рассмотрение в Госдуму проект изменений в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае принятия, закон даст страховщикам право самостоятельно определять подход к применению страховых тарифов с учетом личностных характеристик водителя. «Новая система тарификации в ОСАГО позволит снизить цену полиса в три-четыре раза для «идеальных» водителей, особенно, если граждане установят себе тахографы», — отметил Алексей Моисеев.На сессии «Социальный сертификат как инструмент повышения доступности и качества бюджетных услуг» обсуждался новый механизм организации оказания государственных и муниципальных услуг, предусмотренный национальными проектами «Образование» и «Демография». Заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова назвала социальный сертификат инструментом, позволяющим работать с большими ресурсами: «На 5 апреля 2019 года было выпущено порядка 1 300 000 сертификатов. На данный момент ими воспользовались 900 000 детей из 42 субъектов РФ». «Оказываемая услуга должна быть высокого качества, она должна стоить одинаково для государства, а кто ее будет оказывать — не имеет значения. Потребителю важно всё остальное», — отметила первый заместитель Секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Ольга Баталина.В рамках сессии «Влияние инвестиционного климата на финансы и экономику города» заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов рассказал, что теневой сектор столичной экономики, составлявший 20%, уменьшился вдвое: «Не менее трети полученных дополнительных средств — это результат "обеления" компаний в результате работы налоговой службы. С введением налоговых форм в режим для самозанятых мы потихоньку вытягиваем его в "белое русло"».Модератором сессии «Финансовое обеспечение планов развития территорий» выступил заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов. Он отметил, что раньше эта тема была периферийной в системе государственного управления из-за привычного нам отраслевого мышления. Однако в феврале 2019 года была разработана Стратегия пространственного развития РФ, цель которой — разработка среднесрочных и долгосрочных планов поддержки макрорегионов, городов, городских агломераций и сельских территорий. В первый день Мосфинфорума состоялось открытое заседание клуба финансовых директоров на тему «Предоставление мер государственной поддержки: механизмы реализации и эффективность привлечения частных инвестиций в инвестиционные проекты». «Мы концептуально изменили подход государства к реализации больших проектов — практически сформировали конкурсный отбор, повышающий здоровую конкуренцию. Мы составляем рейтинг из конкурсантов и отбираем 80 лучших, которые потом занимаются проектами», — прокомментировал заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов. Участники встречи пришли к выводу, что такой подход позволяет не только привлекать частные инвестиции к достижению национальных целей развития, но и максимально эффективно их реализовывать.

Министерство финансов РФ Замминистра финансов Илья Трунин провел рабочую встречу с делегацией из Узбекистана

В первый рабочий день Московского финансового форума, 12 сентября, заместитель Министра финансов России Илья Трунин встретился с делегацией Министерства финансов Республики Узбекистан во главе с замминистра финансов Шахрухом Шарахметовым. В ходе встречи участники обсудили вопросы расширения сотрудничества министерств финансов двух стран.
USD 65.1909 ↑ 0.71979999999999
EUR 71.8273 ↑ 0.2966
Au 0 0
Ag 0 0

Смотрите также